 | Внутренние дела | Внеочередная аттестация сотрудников правоохранительных органов, проводимая с мая по ноябрь текущего года, по трехуровневой схеме является одним из этапов модернизации отечественной правоохранительной системы.Проведенное мероприятие достигло своих основных задач, направленных на проверку уровня профессиональной пригодности, выявление некомпетентных работников и лиц с низкими морально-нравственными качествами, а также сотрудников, склонных к коррупционным проявлениям и иным злоупотреблениям, а также определение недостатков и упущений в кадровой политике. Проведенная аттестация обнажила многие проблемы личного состава, скрываемые до настоящего времени. Вместе с тем аттестация для некоторых наиболее ответственных и компетентных сотрудников, прошедших многоступенчатую и жесткую процедуру отбора, стала своеобразным трамплином вверх по профессиональной карьерной лестнице. По итогам проведенной аттестации специальной комиссией при президенте РК были сделаны выводы и рекомендации, направленные на улучшение работы министерств и ведомств, в том числе и в вопросах обеспечения профессиональными кадрами.
Вот и завершилась внеочередная аттестация сотрудников правоохранительных органов, проводимая в соответствии с указом Главы государства Нурсултана Назарбаева от 8 апреля 2012 года № 292 с мая по ноябрь текущего года, по трехуровневой схеме. Как отмечалось, проведенное мероприятие является одним из этапов модернизации отечественной правоохранительной системы. Основными задачами аттестации являются проверка уровня профессиональной пригодности, увольнение некомпетентных работников и лиц с низкими морально-нравственными качествами, склонных к коррупционным проявлениям и иным злоупотреблениям, а также выявление недостатков и упущений в кадровой политике. Для проведения аттестации была образована специальная комиссия при президенте РК. В целом на аттестацию были привлечены представители восьми государственных органов. Подводя итоги
Всего внеочередной аттестации были подвергнуты 98 617 должностных лиц. Однако преданные огласке результаты оказались неутешительными. Судите сами: 16 209 сотрудников, или 16 процентов личного состава, правоохранительных органов не прошли внеочередную аттестацию, уволен каждый пятый руководящий сотрудник. «Высшей аттестационной комиссией проведено собеседование с 368 руководителями, по итогам которого в отношении каждого пятого из них вынесено отрицательное решение, еще 28 уволены в связи с отказом прохождения аттестации. В итоге высший руководящий состав правоохранительных органов обновился на треть», – сообщил заведующий отделом правоохранительной системы администрации президента Республики Казахстан Алик Шпекбаев. По имеющейся информации, за время проверки центральными аттестационными комиссиями было проведено собеседование с 4971 сотрудником, из них 879 не прошли аттестацию. Как следствие, 257 сотрудников были уволены, 411 понижены в должности и 211 переведены в другие службы. Отметим, что региональными аттестационными комиссиями не аттестовано 15 010 сотрудников, 4816 рекомендованы к увольнению, 3484 – к понижению в должности и 4 381 переведен в другие службы, 2 329 отказались от прохождения аттестации. В целом по республике больше всех был подвергнут обновлению личный состав всех попавших под аттестацию служб. При этом среди органов тамо-женного контроля «лидерами» очищения стали Жамбылская (41 процент) и Мангистауская (35 процентов) области. По обновлению органов внутренних дел «пальму первенства» держат Мангистауская и Алматинская области. В этих регионах были обновлены 35 процентов и 22 процента соответственно. Относительно Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции) можно отметить лидера – Астану, за которой, немного отстав, следуют Алматы и Карагандинская область. Так, в столице страны личный состав обновился на 30 процентов, в южной столице – на 26 процентов и Карагандинской области – на 24 процента. Что касается отечественных «борцов с огнем», то здесь «победителями» стали Атырауская и Южно-Казахстанская области, где личный состав противопожарной службы был обновлен по 22 процента в каждой. Что касается прокуратуры, то здесь в лидеры выбилась Атырауская область, где обновилось 17 процентов сотрудников. Таким образом, в новый год многие региональные департаменты войдут обновленным составом. И здесь остается надеяться, что новый состав сможет более эффективно выполнять служебные обязанности на более высоком профессиональном уровне. Настораживающие данные
Проведенная аттестация обнажила многие проблемы личного состава, скрываемые до настоящего времени. Так, по итогам переаттестации правоохранительных органов у 4 831 сотрудника установлена низкая психологическая устойчивость. Но, как оказалось, низкая психологическая устойчивость является только вершиной айсберга. Как отметил Алик Шпекбаев: «Из общего числа должностных лиц, допущенных к собеседованию, более половины не сдали зачеты по огневой, 22 процента – по физической подготовке». Другими словами, добрая половина отечественных стражей порядка не умеет пользоваться штатным стрелковым оружием. Судя по впечатляющим цифрам, каждый пятый тестируемый физически слаб, что дает возможность преступникам уходить от преследования и избегать законного наказания. Кроме этого, как оказалось, каждый десятый сотрудник правоохранительных органов не прошел тестирование на знание действующего законодательства. Особенно настораживают факты поголовной несдачи сотрудниками правоохранительных органов аттестации. Так, в Кызылординской области единственный в управлении дорожный полицейский – командир взвода отдельного батальона дорожной полиции УДП ДВД области, капитан Бауыржан Бухарбаев получил «отлично» по итогам аттестации. И здесь встает закономерный вопрос: зачем и по какому принципу набирают в правоохранительные органы сотрудников. Хотя, с другой стороны, становится понятным, почему в республике постоянно отмечается рост преступности и увеличивается число злоупотреблений служебным положением со стороны стражей порядка. Высшая лига
Напомним, что еще летом, на первом этапе тестирования, проверке подверглось руководство всех ведомств. Высшая аттестационная комиссия при президенте Казахстана провела девять заседаний, в рамках которых 349 высших руководителей силовых ведомств проходили проверку на профессиональную пригодность. Критерии отбора затрагивали знание законодательства (компьютерные тесты), сдачу нормативов физической, боевой и служебной подготовки. Не обошли стороной и логическое мышление (тестирование), и собеседование у психолога. Было аттестовано 280, или 80 процентов, должностных лиц. Кроме этого, 24 руководителя были рекомендованы в кадровый резерв. В категорию не прошедших аттестацию были зачислены 69 сотрудников, 12 из них рекомендованы к переводу на другую службу, 28 – к понижению в должности, 29 – к увольнению. На фоне проходившей внеочередной аттестации обращает на себя внимание факт отказа ряда руководителей высшего звена от проверки своих знаний и профессиональных навыков. В результате 221 сотрудник (а это каждый пятый руководитель) правоохранительных органов был уволен в связи с отказом от прохождения аттестации. Другими словами, высокое начальство было настолько уверено в своих знаниях, что проводимая внеочередная аттестация, равно как и их участие в ней, являлась бы для некоторых из них проявлением недоверия. Что же касается других ведомств, то, например, в Министерстве по ЧС Казахстана четверо из двадцати высших руководителей, или 20 процентов, не были аттестованы высшей аттестационной комиссией. В Комитете таможенного контроля на первом этапе аттестации было выявлено, что 10 сотрудников, составляющих 35 процентов от 28 руководителей таможенной службы, не соответствуют занимаемым должностям. По результатам тестирования четверо сотрудников были рекомендованы к понижению в должности, еще четверо – к увольнению из таможенной службы и двое – к переводу на другую должность. При этом пять руководителей добровольно подали в отставку. Вместе с тем аттестация для некоторых наиболее ответственных и компетентных сотрудников правоохранительных органов, прошедших многоступенчатую и жесткую процедуру отбора, стала своеобразным трамплином вверх по профессиональной карьерной лестнице. Так, по рекомендации комиссии на вышестоящие должности выдвинуты более трех тысяч сотрудников, 671 из них уже назначены на должности. Кроме этого, как отметил Алик Шпекбаев, активнее стал использоваться механизм ротации (перемещено 13 руководителей территориальных департаментов правоохранительных органов) руководящих кадров, который является не только эффективным инструментом профилактики коррупционных проявлений, но и создает возможности для обмена положительным опытом. Выводы сделаны
По итогам проведенной аттестации специальной комиссией при президенте РК были сделаны выводы и рекомендации, направленные на улучшение работы министерств и ведомств, в том числе и в вопросах обеспечения профессиональными кадрами. Так, внеочередная аттестация правоохранительных органов позволила выработать комплекс мер по улучшению кадровой политики и подготовки правоохранительной системы. Также будет разработана концепция кадровой политики и образована комиссия по кадровой политике в правоохранительных органах и формированию президентского резерва. Кроме этого, планируется сокращение интервала между аттестациями. Если ранее временные рамки составляли три года, то теперь аттестация будет проводиться ежегодно. Одним из предложений является увеличение возрастного ценза и установление единых требований при перемещении на вышестоящие должности из одного органа в другой. Не забыли и о финансовом вопросе. Так, было рекомендовано повышение денежного довольствия и совершенствование пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов, увеличение возрастного ценза и установление единых требований при перемещении на вышестоящие должности из одного органа в другой. Кроме этого, в случае серьезных и резонансных чрезвычайных происшествий личный состав отдельных подразделений правоохранительных органов будет проходить внеочередную аттестацию. Одним из интересных пунктов может стать перспектива трансформации МВД и финансовой полиции в соответствии с мировыми стандартами. Таким образом, в среднесрочной перспективе ожидается качественное улучшение кадрового состава министерств и ведомств, что должно благоприятно отразиться как на их работе, так и на общественно-политической ситуации в республике. Транснациональная особенность
Следует отметить, что криминогенная обстановка в стране носит неоднозначный характер. В последние восемь лет она демонстрировала стабильность, но начиная с 2011 года наблюдается резкий рост. Однако для паники нет повода. Как ни странно, это хороший показатель, отражающий ситуацию в криминогенной сфере. Правоохранительные органы усилили работу по регистрации преступности. Если раньше сотрудники полиции гонялись за «белой» статистикой, то теперь они вынуждены принимать от населения все заявления о преступлениях. Как отметила в сентябре глава комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры Сауле Айтпаева, за 9 месяцев 2012 года рост зарегистрированных преступлений составил более 50 процентов. В октябре комитет уже сообщил о росте на 52,5 процента. Хулиганство – одно из банальных преступлений, куда включается как нападение на улице, так и бытовая драка, – выросло сразу на 93,8 процента – с 6 306 до 12 218 (здесь и ниже приводятся данные за 10 месяцев 2012 года). На 57 процентов выросло мошенничество – с 9,9 тысячи до 15,5 тысячи. Это труднораскрываемый вид преступности, здесь нужна скрупулезная работа следственных органов. Рост грабежей составил 25 процентов – с 12 135 до 15 196. Зато факты кражи выросли на 66,2 процента – с 79,2 тысячи до 131,7 тысячи. Последний аспект заставляет насторожиться, поскольку данные преступления нельзя отнести к числу банальных. Сложной ситуация за 10 месяцев 2012 года, по информации комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры, была в городе Алматы, где динамика выросла в два раза (с 18 381 до 37 994), Кызылординской – на 86 процентов (с 4082 до 7591) и Костанайской – на 77,9 процента (с 9926 до 17 660) областях. Это те регионы, где впору открывать «убойный отдел». В целом безопасность в городах оставляет желать лучшего. Если в Алматы на 10 тысяч человек в 2011 году было совершенно 209 преступлений, то в Астане этот показатель составил 214. Здесь на себя внимание обращает тревожный тренд, в стране идет процесс урбанизации – укрупнения мегаполисов. А значит, в будущем положение дел в городах будет вызывать еще большую тревогу среди горожан и правоохранительных органов. «Бичом сегодняшнего общества стал большой поток приезжих из других регионов страны и соседних государств лиц. Как раз на их долю приходится большая часть тяжких преступлений», – отметил еще в 2008 году начальник ДВД города Алматы генерал-майор полиции Ерлан Тургумбаев. Сегодня демографы отмечают снижение миграционной активности в Казахстане, которая наблюдалась в 2000-х годах. Правда, данный факт сильно не сказался на преступности. Хотя начиная с 2007–2008 года наблюдается незначительное снижение криминальных показателей. Аналогичная тенденция отмечается не только в Казахстане. Так, в Нью-Йорке в этом году впервые за 18 лет наблюдался рост преступлений. Как и в нашей стране, он связан с тем, что органы правопорядка стали скрупулезно регистрировать преступления. Возможно, что изменение политики привело к тому, что 29 ноября текущего года в Нью-Йорке в течение дня не было отмечено убийств. Об увеличении уличной преступности на 27 процентов в середине года сообщила мэрия Москвы. Но, как и в случае с Нью-Йорком, власти российской столицы отмечают снижение тяжких преступлений. Схожая тенденция наблюдается у нас. Как сообщили в октябре представители комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры, с начала года уровень особо тяжких преступлений снизился на 14,4 процента (с 2777 до 2377), в том числе и убийства – на 10,9 процента (с 1069 до 953). Таким образом, можно сказать, что глобальный кризис не сильно отразился на преступном мире.
Андрей КОРОЛЕВ, Марат МАМАЕВ, Алматы
| |
|